Сахалино-Курильское территориальное управление Росрыболовства считает необходимым напомнить вам о смертельно опасной участи ваших родных и близких, ведущих пиратский промысел в российских водах на судах под «удобными» флагами, принадлежащих иностранным компаниям.
Они рискуют своими жизнями ради сомнительного заработка (согласно данным Международного профсоюза моряков (ITF), у 60% рядовых матросов из России «под флагом» зарплата ниже 700 долларов США, хотя профсоюз требует не менее 1250) в то время, как их хозяева извлекают максимум прибыли и пренебрегают затратами на техническое оснащение кораблей, обеспечение безопасности и социальные гарантии экипажей.
В случае аварии или крушения, что нередко происходит, родственники не могут рассчитывать на достойную компенсацию. Когда как по данным Международной федерации транспортных рабочих страховка за погибшего моряка составляет от 100 тыс. долларов.
Соглашаясь на тяжелый и мало оплачиваемый труд, без оформления трудовых договоров и страховок, без обеспечения спасательными средствами, спецодеждой, качественными продуктами питания, рыбаки становятся соучастниками грубых нарушений правил эксплуатации судов и добычи водных биоресурсов в исключительной экономической зоне России, подрыва легального бизнеса. А отсутствие прозрачности в системе использования «подфлажников» по сути открывает простор транснациональной преступности и терроризму.
Сахалинские пограничники в 2011 году более 40 раз задерживали суда под флагами Камбоджи, Сьерра-Леоне, Панамы и других стран, чьи экипажи незаконно десятками тонн изымают валютоемкого краба и другие объекты промысла. При этом нарушители не имеют на борту или отключают технические средства контроля и спутникового мониторинга, игнорируют порядок передвижения в море, не реагируют на предупреждения сторожевых кораблей, а капитаны не могут предоставить промысловые документы.
Например, 5 мая южнее мыса Анива было обнаружено, а после опасных маневров и применения пиротехнических средств задержано судно «Вояджер» с 18 тоннами живого краба, а также свежемороженым минтаем и головами горбуши. Разрешения на их добычу капитан не имел. Не предоставили подтверждающие документы на 30,5 и 70 тонн краба, соответственно, капитаны еще двух судов – «Феникса» и «Скорпиона», задержанных с помощью авиации в тот же день. Все три нарушителя действовали под флагом Камбоджи.
Судовладельцев из оффшорных зон не пугают ни миллионные или в несколько сот тысяч рублей штрафы на капитанов и юридических лиц, ни угрозы применения огня на поражение, ни возможность потери пароходов и экипажей в опасных штормовых условиях.
Перечень жертв с судов – подфлажников печален. 7 января минувшего года в Татарском проливе внезапно затонула, скорее всего из-за обледенения, шхуна «Партнер» с экипажем из 14 наших земляков, у которых не было спасательных плотов. Перевернувшаяся в проливе Лаперуза 25 декабря шхуна «Джинга» унесла жизни восьми человек, пятеро из которых – наши соотечественники. Кстати, 30 октября, у мыса Крильон ее уже задерживали сахалинские пограничники. Оба судна ходили под флагом Камбоджи.
Конечно, есть и случаи спасения людей, попавших в кораблекрушение. Однако пережившим подобные испытания морякам не позавидуешь.
Удобные флаги стали символами катастроф из-за алчности и безответственности судовладельцев, которые сокращают издержки за счет снижения жизненного уровня и ухудшения условий труда экипажей. К тому же в оффшорах легко укрыть вложения средств и незаконно полученные доходы.
Печальный опыт и негативная статистика морских происшествий взывают к разуму и совести рыбацкого сообщества, представителей старших и младших поколений островитян, чьи родственники причастны к морскому промыслу. Только легальный бизнес и надежная профсоюзная защита гарантируют им достойную зарплату и благоприятные условия труда. Совместными усилиями под контролем государства и граждан мы можем уберечь жизни рыбаков, отправить на слом дряхлые суда и бойкотировать рынки, где принимают рыбопродукцию с «подфлажников».