ОБЗОР СМИ НА 01.04.2016.

Обзор СМИ 01.04.2016
31 марта 2016 года. Правительству нужно разобраться с неналоговыми платежами к ноябрю. Fishnews.
Президент Владимир Путин поручил Правительству РФ проработать вопросы неналоговых платежей. Это поручение вошло в список задач, которые глава государства поставил по итогам VII съезда Торгово-промышленной палаты.
К 1 ноября Правительство должно подготовить и утвердить план мероприятий, «предусматривающих в том числе систематизацию и формирование единого перечня неналоговых платежей, закрепление в законодательстве РФ единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышение эффективности их администрирования». В работе поручено задействовать ТПП, ведущие объединения предпринимателей.
Проблемы, связанные с неналоговыми платежами, представители бизнеса неоднократно поднимали на встречах с руководством страны. По итогам специального исследования удалось насчитать более 50 неналоговых, некодифицированных сборов. «Это очень серьезная нагрузка на бизнес», – обратил внимание президент ТПП Сергей Катырин. Он выдвинул предложения, как навести порядок в системе, в том числе и за счет создания реестра платежей.
Теме неналоговых платежей была посвящена значительная часть встречи Владимира Путина с президентом РСПП Александром Шохиным в феврале. Глава союза предложил принять по ним специальный закон и поддержал создание реестра, а также подчеркнул, что принципы функционирования системы неналоговых платежей должны быть состыкованы с Налоговым кодексом.
Пункт о том, что принципы установления и взимания неналоговых платежей должны быть закреплены законодательно, вошел в «антикризисный план» Правительства РФ на 2016 год.

31 марта 2016 года. Олег Кожемяко: Нужно использовать все возможности «прибрежки». Fishnews.
Губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко и руководитель Росрыболовства Илья Шестаков обсудили вопросы организации эксперимента по вовлечению населения островного региона в прибрежное рыболовство.
Проект предполагается запустить уже в этом году. На встрече глава Росрыболовства озвучил намерения «изменить регулирование таким образом, чтобы прибрежный промысел способствовал развитию регионов и обеспечению населения рыбной продукцией», и выразил надежду, что проведение эксперимента на Сахалине поможет решению этой задачи.
По словам Олега Кожемяко, через систему управления прибрежным рыболовством в 6-мильной зоне предлагается расширить возможности ведения промысла для местного населения. С этой целью создана специальная межведомственная комиссия. Эксперимент призван повысить доступность свежей рыбной продукции, увеличить освоение ранее необлавливаемых ресурсов, решить вопросы самозанятости жителей прибрежных поселков и способствовать развитию малого и среднего бизнеса. По предварительным оценкам, можно дополнительно освоить 30-40 тыс. тонн.
Навигация на Сахалине начнется во второй половине апреля. Хотели бы успеть согласовать все основные позиции, чтобы рыбаки могли выйти в море, заявил Олег Кожемяко. По мнению Ильи Шестакова, основные моменты, необходимые для начала эксперимента, можно отрегулировать в рамках действующего законодательства совместно с Пограничной службой ФСБ России и другими заинтересованными ведомствами. При необходимости будут внесены изменения в правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.
В ходе встречи также отмечалась необходимость создания прозрачных и понятых условий ведения промысла, упрощения процедур по заходу в морские порты и выходу из них, контроля и надзора на промысле. При этом важно предусмотреть соблюдение ветеринарно-санитарных норм, чтоб обеспечить безопасность продукции для потребителей.
Стороны договорились, что межведомственная комиссия на Сахалине сосредоточится в первую очередь на оперативном регулировании промысла в 6-мильной зоне. Для решения стратегических вопросов развития прибрежного рыболовства будет предложено создать рабочую группу в рамках профильной подкомиссии при правкомиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Комментируя итоги встречи корреспонденту, Олег Кожемяко назвал новый формат «прибрежки» совместной инициативой с Росрыболовством. — Есть рабочие вопросы, которые будет решать комиссия, и есть полное понимание, в том числе в Росрыболовстве, важности и нужности эксперимента по Сахалинской области. Поэтому будем поэтапно решать возникающие проблемы. Мы понимаем ответственность, важность и нужность шагов, направленных на развитие прибрежного промысла, на обеспечение населения доступной рыбой по доступной цене, – подчеркнул губернатор.
— Мы сейчас работаем над тем, чтобы упростить систему выдачи разрешений через МФЦ, которые, в общем-то, есть в каждом районе, – уточнил Олег Кожемяко. – И, безусловно, поддержим рыбаков-любителей, которые решатся заняться прибрежным промыслом с точки зрения механизмов субсидирования, возможности предоставления судов в лизинг, а в перспективе, думаю, что мы такие типы судов – небольших, маломерных – в состоянии сами выпускать».

31 марта 2016 года. Сенаторы хотят снять разногласия по законопроекту об аквакультуре. Fishnews.
Первый вице-спикер Совета Федерации Николай Федоров провел совещание по поправкам в закон об аквакультуре, которые ранее предложила группа сенаторов. Речь идет об изменениях в сфере предоставления рыбоводных участков.
Представители различных структур приняли участие в совещании по вопросу «О преодолении разногласий по проекту федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Авторы поправок – сенаторы Геннадий Горбунов, Александр Верховский и Борис Невзоров.
Первый зампред СФ Николай Федоров отметил, что в ходе обсуждения необходимо найти пути преодоления разногласий, договориться о формулах и инструментариях, которые помогут снять взаимные вопросы.
По словам Геннадия Горбунова, цель законопроекта – создание механизма предоставления рыбоводным хозяйствам, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности, права на заключение договора пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
— Мы, авторы законопроекта, в координации с Министерством сельского хозяйства РФ и Федеральным агентством по рыболовству готовы вместе продвигаться вперед с учетом тех замечаний, которые были сделаны. Необходимо принять такой закон, который бы ни у кого не вызывал различных толкований, – сказал сенатор.
Как сообщили в пресс-службе СФ, заместитель министра сельского хозяйства РФ – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков подчеркнул необходимость скорейшего принятия закона, поскольку по десяткам участков заканчиваются сроки заключенных договоров. Нужен эффективный инструмент для обеспечения стабильной работы предприятий и подтверждения гарантий вложенных инвестиций, отметил глава ведомства.

31 марта 2016 года. «Рыбная» взятка обернулась крупным штрафом. Fishnews.
На Сахалине общину нивхов оштрафовали на 500 тыс. рублей за дачу взятки начальнику районного отдела рыбоохраны. По данным прокуратуры, с помощью 600 кг кеты злоумышленники хотели избежать административной ответственности.
Как сообщили в пресс-службе прокуратуры Сахалинской области, в сентябре 2013 года председатель правления родовой общины нивхов «Теви» передал через бригадира 600 кг кеты начальнику отдела государственного контроля и охраны водных биоресурсов по Охинскому району. С помощью взятки организация планировала избежать административной ответственности, пришли к выводу в надзорном органе. Стоимость рыбы оценили в 10,8 тыс. рублей.
По итогам проверки Охинский городской прокурор возбудил в отношение «Теви» административное дело по части 1 статьи 19.28 КоАП РФ. Мировой судья назначил общине штраф в размере 500 тыс. рублей.

31 марта 2016 года. Георгий КАРЛОВ: «Не хотелось бы перегнуть палку с регулированием «прибрежки». F/ Kbv/ Рыбак Сахалина. Fishnews.
Дискуссия о новом формате прибрежного рыболовства, запущенная с подачи Росрыболовства, не прекращается уже полтора года. В феврале этот вопрос обсуждался на заседании рабочей группы при Минсельхозе и вновь выявил массу противоречий во взглядах федерального ведомства и руководства регионов на то, какой вид будет иметь «прибрежка» после 2018 года и каким образом должно осуществляться её регулирование.
Несколько дней назад губернатор области О. Н. Кожемяко обсуждал вопросы прибрежного рыболовства с президентом страны В. В. Путиным. На встрече глава региона обратил внимание руководителя государства на то, что существует большая зарегулированность этого вида промысла, не позволяющая рыбакам полнее использовать его возможности.
О том, так ли уж хороши продвигаемые сверху изменения отраслевого законодательства и что является приоритетом для прибрежного рыболовства, рассказывает заместитель председателя Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Георгий Карлов.
– Понятию прибрежного рыболовства на самом деле не так много лет. Безусловно, в этом термине заложен важный смысл, а именно – вычленение из общей экономической категории рыбной промышленности отдельной её подсферы, ключевое слово которой – «берег». Оно подчеркивает необходимость создания для участников прибрежного промысла условий, подразумевающих не только эффективный облов водных биоресурсов, которыми располагает та или иная территория Дальнего Востока, но и их доставку.
Идеологически прибрежное рыболовство призвано генерировать мультипликативный эффект для приморских территорий. Во-первых, чтобы выйти в море, нужно иметь, как минимум, кунгас, а лучше – МРС, эти небольшие суда должны где-то разгружаться и ремонтироваться. Во-вторых, ставные невода и другие орудия лова тоже надо где-то изготавливать, привозить, устанавливать и в дальнейшем обслуживать. Поэтому постепенно возникает сопутствующая инфраструктура – рыболовецкий стан и дорога к нему. Далее, чтобы рыбу сохранить, необходимы холодильные мощности, – появляется небольшое перерабатывающее производство, к нему подводятся электричество и другие коммуникации. Для перевозки и реализации улова потребуется транспорт, для рабочих – пункт питания и т.д. И в итоге мы имеем на побережье целый поселок, пусть даже небольшой.
Вот это и есть социально-экономическая роль «прибрежки». Некоторые говорят, что прибрежное рыболовство не обеспечивает желаемой налоговой отдачи, но, позвольте, у него и нет задачи наполнять бюджет. Задача состоит в том, чтобы эффективно использовать морские биоресурсы прилегающей акватории, накормить население региона рыбой, создать рабочие места и платить работникам заработную плату. Не сажать на хребет государства очередных иждивенцев, а дать возможность людям самим зарабатывать себе на жизнь. А потом с этой заработной платы и полученной прибыли они заплатят налоги.
Но здесь надо четко понимать, что мультипликативный эффект будет иметь место только при участии государства. Если государство будет помогать в создании инженерной инфраструктуры – дорог, портовых сооружений, ковшей, линий электропередачи, складских комплексов для хранения и распределения рыбопродукции, то бизнес на этой основе будет гораздо охотнее инвестировать в развитие средств производства. Пойдут вложения в строительство новых судов, обновление орудий лова, возведение временных хранилищ, пополнение автопарка, улучшение условий проживания и труда рыбаков.
– Главная цель – чтобы население субъекта Федерации, в нашем случае Сахалинской области, могло беспрепятственно покупать рыбу без излишней посреднической наценки. Понятно, что любые затраты производителя, в том числе инфраструктурные, находят отражение в стоимости рыбной продукции, но нужно стремиться, чтобы не возникали новые наценки, связанные со спекуляцией.
Спекуляция в моем понимании – это преднамеренное необоснованное завышение стоимости товара, но оно может возникнуть только на дефицитном рынке. И в этом плане мы все вместе – и государство путем создания условий для рыбаков — прибрежников, и бизнес, занятый непосредственно производством, – должны направить на местный рынок такой поток рыбопродукции, который обеспечит справедливую цену для конечного потребителя. Баланса спроса и предложения мы достигнем только тогда, когда рыбы будет много и разной. Но для этого нужно, чтобы количество субъектов хозяйственной деятельности в прибрежном рыболовстве было больше, чем сейчас.
Чтобы рыбакам было интересно работать в прибрежном рыболовстве, необходимо обеспечить для всех равные условия – как в плане создания инфраструктуры, так и доступа к ресурсу. Взамен государство имеет право требовать, прежде всего, вложений в обновление основных фондов – технологического оборудования и плавсредств, и обязательной поставки рыбной продукции на внутренний рынок в течение всего года.
В этом случае появится рабочий механизм, чтобы экономический эффект обогащения отдельных предпринимателей сменился социальным эффектом. Повторю, это удовлетворение потребностей внутреннего рынка по справедливой цене и обеспечение конкурентных условий и равного доступа к биоресурсам участников рынка.
– Раз мы ведем речь о Сахалине и Курилах, то здесь нужно выделить два важных момента. С одной стороны, это круглогодичная путина, когда вылавливается разнорыбица, беспозвоночные, морские водоросли и т.д. Эти ресурсы необходимо осваивать, однако их запасы невелики и не позволяют снабжать всю Россию, не говоря уже о масштабном экспорте. Этот небольшой, но постоянный объем должен закрывать потребности внутрирегионального рынка.
С другой стороны, у нас есть сезонные пики, например, наважья путина зимой и лососевая летом. Объемы водных биоресурсов, которые способны осваивать в эти периоды сахалинские рыбаки, намного превышают те, что может съесть регион, и имеют значение уже в масштабах страны. Эту рыбу необходимо не только добывать, но и сохранять и максимально выгодно продавать – неважно, в центральную Россию или на внешний рынок. Здесь присутствует уже прямая экономическая выгода для всего региона. Чем эффективнее рыбаки сработают на таких крупных путинах, тем больше они получат дополнительного дохода, который смогут использовать в инвестиционных целях, на повышение заработной платы и, разумеется, для уплаты налогов.
Поэтому «классически» круглогодичный прибрежный промысел – это относительно стабильная деятельность, но не слишком доходная. Тогда как всплески большой путины могут принести хорошую прибыль, но трудно предсказуемы. К сожалению, в последние годы мы видим угасание подходов горбуши. И не факт, что в ближайшие годы получим такие рекордные «урожаи», как в первой половине десятилетия.
– В свете развития «прибрежки» можно и нужно говорить не только об использовании рыбопромысловых участков, но и о формировании рыбоводных участков, где можно будет заниматься марикультурой. При этом будем реалистами: мы живем не в Китае или Вьетнаме с их фантастическими объемами аквакультурной продукции. У нас климатические условия гораздо суровее. У каждого рыбоводного участка на Сахалине и Курилах есть свои особенности и предпочтительные виды для выращивания.
В этой части, на мой взгляд, есть возможность развернуть дополнительное производство для предприятий прибрежного рыболовства. И я согласен, что необходимо вносить изменения в законодательство с целью обеспечить опережающее развитие морской аквакультуры, о чем говорил вице-премьер Юрий Трутнев, отметивший колоссальный потенциал дальневосточного региона. Марикультура и пастбищное рыбоводство имеют неплохие шансы на успех, в частности, в Приморском крае, на Южных Курилах и на юге Сахалина. Особенно если отбросить гигантоманию и не увлекаться прожектами, требующими миллиардных инвестиций, а сосредоточиться на поддержке малого и среднего бизнеса. В результате мы обеспечим и дополнительную занятость рыбаков, которые уже работают на этом берегу, и, опять же, расширим ассортимент рыбы и морепродуктов, доступных населению региона.
Не будем забывать и о лососевой путине. Сахалинские рыборазводные заводы ежегодно выпускают свыше 800 млн. мальков тихоокеанских лососей для нагула в Тихом океане. Мне кажется, весьма наглядным опыт прошлого года, когда на Курилах вылов кеты практически нивелировал слабые подходы горбуши – именно благодаря ЛРЗ, которые были построены 10-15 лет назад. Кто тогда мог подумать, что эти заводы способны так мощно «выстрелить»? Хотя первые шаги на этом пути сделало государство, и лишь потом в этот процесс втянулся частный бизнес.
Теперь становится очевидным, что на каком-то этапе при определенных климатических условиях, финансовых инвестициях и профессиональном отношении к делу вполне реально получить результат. Но нужно четко понимать, что это не эффект «вложил – получил», не прямая отдача, а скорее подстраховка от провальной путины, от капризов природы, которой предшествует многолетний труд и постоянные расходы. Поэтому перед рыбопромышленниками, которые уделяют внимание пастбищному лососеводству, нужно снять шляпу и досконально изучать этот опыт.
Вот видите, «прибрежное рыболовство» – только на первый взгляд кажется простым, на самом деле это очень многогранное явление.
– Заседание президиума Госсовета, которое в октябре прошлого года провел президент Владимир Путин, стало значимым событием для всей рыбной отрасли страны. Очень важно, что возглавлял рабочую группу, готовившую основной доклад о положении дел в рыбохозяйственном комплексе, наш сахалинский губернатор Олег Кожемяко. Если помните, оценка оказалась в целом положительная, рекомендована лишь определенная корректировке курса.
В части прибрежного рыболовства, на мой взгляд, стоит говорить о поощрении или создании преференций для компаний, работающих в этом режиме, чтобы мотивировать их к развитию бизнеса, стимулировать инвестиционную активность и увеличивать спрос населения на виды ВБР, добываемые в местных водах. В идеале мы хотим получить внутри региона нормальный продукт по справедливой цене и при этом не ущемить интересы людей, которые занимаются рыбодобычей, чтобы они не разбежались, «переквалифицировавшись» в браконьеры, и не ушли из правового пространства в теневую экономику.
Казалось бы, задача простая, но как много в этом деле сложностей! Прежде всего, нам бы очень не хотелось перегнуть палку с регулированием вопросов «прибрежки» в сторону перерегулирования. Или сейчас возникла идея создания фонда инвестиционных квот для дополнительного наделения лимитами хозяйствующих субъектов. На первый взгляд, это здорово: если предприниматель построил современный перерабатывающий завод, конечно, он должен претендовать на квоты. Но что делать с его конкурентом, который построил завод год или два назад? Он уже не участвует в этой поощрительной программе? И кто это будет решать? Это момент, который вызывает определенные опасения.
Или, например, компания приобрела новый МРС и претендует на дополнительные квоты. А рядом ведет промысел рыболовецкий колхоз, который в предыдущие годы укомплектовал флот так, что ему едва хватает квот, чтобы загрузить его работой. Ему нет нужды прямо сейчас покупать или строить новые суда, он вполне эффективно облавливает свой объем ресурсов имеющимся флотом. Вот если ему добавить квот, тогда он и построит. Должен быть понятный механизм, гарантирующий загрузку новых производственных мощностей, а не наоборот.
Не проработанность этих вопросов вызывает много сомнений, хотя я уверен, что в итоге будет утвержден действенный механизм. Но хотелось бы, чтобы те, кто будет принимать решения, не упустили из виду последствия таких шагов. Потому что эти меры будут касаться конкретных предприятий, рыбаков и их семей. Чтобы не получилось, что мы на ровном месте спровоцировали проблемы социального характера.
В целом же я считаю, что поручения президента, которые были даны федеральным органам исполнительной власти, и поставленные вопросы вполне отражают реальную озабоченность государства в их скорейшем решении. Теперь главное, чтобы, во-первых, эти поручения были исполнены в срок, а во-вторых, чтобы они были максимально взвешенными с точки зрения государственного участия и регулирования процессов.
Могу заверить, что со стороны депутатов будет осуществляться парламентский контроль за исполнением поручений президента, прежде всего в части реализации законов. Более того, мы намерены тщательно отслеживать и внутриведомственные нормативно-правовые акты, потому что мы контактируем непосредственно со всеми участниками рынка и вопросы они задают нам. Ссылки на какие-то ведомства или правовые акты из уст депутата, на мой взгляд, будут выглядеть глупо. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы все правовые акты способствовали только сохранению рыбной отрасли, приумножению ее результатов, развитию и удовлетворению потребностей жителей нашей страны.

31 марта 2016 года. Рыбацкое счастье. Александр Шмидт. Аргументы недели (сахалинское приложение).
Сахалинская область предложила пилотный проект по реализации впервые в стране упрощенной схемы регулирования добычи рыбы и морепродуктов в 6-мильной (до 9,6 км от берега) морской зоне, и эту инициативу поддержал президент РФ Владимир Путин. Данный проект активно обсуждается на Сахалине и на Курилах. На тему доступности прибрежного лова для островных жителей высказались некоторые рыбаки – профессионалы и любители.
В первую очередь речь идет о приведении существующих и разработке дополнительных нормативных актов, направленных на создание благоприятных условий для местных жителей и предпринимателей, в частности, введения упрощенного уведомительного порядка для небольших судов и лодок по выходу в море, получения разрешений на промысел через многофункциональные центры, облегчения других административных процедур. Безусловно, при этом должны быть исключены возможности для браконьерства и перекупки рыбопродукции спекулянтами.
С интересным предложением выступил директор ООО «Морбиопролукт» Вадим Рыжук:
— Считаю, надо создавать территорию опережающего развития (ТОР) в рыбной отрасли и избавляться от рантье, торгующих квотами. Например, в Холмском районе реально оборудовать рыбный кластер с базой в незамерзающем портопункте Правда и впоследствии обеспечивать поставками деликатесов из Татарского пролива островной и московский рынки. Для этого нужен прибрежный флот. Здесь, на месте по силам клепать до 15 маломерных судов в год плюс 4 – 5 – малотоннажных. Я уже единомышленника нашел – Николая Камоницына из «Моргазнефтеснаба», который приобрел территорию ковша. И новый глава района Андрей Сухомесов нас поддерживает, создал и возглавил рабочую группу по оказанию помощи.